Приоритет: поддержать рост рынка

27.06.2011

На рынке торгового оборудования складывается достаточно сложная ситуация: растут цены на металл, электроэнергию и газ, а потребители - представители ретейла и общественного питания - не готовы платить больше. Поэтому производителям приходится сдерживать рост цен и модернизировать линейки оборудования. На выставке "Мир ресторана - 2011" заместитель генерального директора завода "Чувашторгтехника" Рамиль Хайрутдинов рассказал о проблемах и способах их решения.

 

- Рамиль, как всегда, в вашей экспозиции новинки теплового оборудования, пароконвектоматов, а сейчас еще и холодильные шкафы…

- Говоря о новинках, хочу отметить, что все выпускаемое оборудование постоянно модернизируется – появляются новые версии, улучшаются технические характеристики, дизайн и т.д. И, конечно, мы создаем новое оборудование – это, например, универсальные холодильные шкафы ШХ-0.7 и ШХ-1.4. Ведь стратегическая политика нашей компании предусматривает максимальный охват спектра оборудования для общественного питания - включая нейтральное, тепловое, холодильное и другое технологическое оборудование.

 

- В чем универсальность этих шкафов?

- Прежде всего, это широкий температурный рабочий диапазон – от -8 до +8 0С (большинство представленных на рынке шкафов имеет меньший диапазон, например, 0…+8 0С). Такой значительный диапазон температур позволяет хранить в шкафах и охлажденные, и замороженные продукты, менять режим, в зависимости от категории продуктов. Шкафы можно использовать как на кухнях ресторанов, так и в магазинах, в том числе в жарком и влажном климате - с температурой окружающей среды до 42 0С. Шкафы комплектуются компрессорами и блоками управления «Данфосс». Толщина заливной теплоизоляции наших шкафов составляет 56 мм. Тогда как традиционно толщина изоляции среднетемпературных шкафов только 40 мм. На выставку мы привезли шкафы с глухими дверями, но в ближайшее время начнется выпуск моделей со стеклянными дверями, купе, другого литража, а также полностью из нержавеющей стали.

 

- На одной из последних выставок вы показывали новые модели праконвектоматов на 20 уровней. Что нового появилось в этой группе?

- Мы выпускаем 2 линейки пароконвектоматов: более простые - непрограммируемые и  продвинутые - программируемые. И те и другие модели прошли модернизацию - их мы и показываем на выставке. На этом мероприятии помимо стандартных моделей мы представляем новинку - пароконвектомат, соответствующий требованиям морского регистра, т.е. аппарат пригоден для использования на морских судах.

 

- Вы сделали его по специальному заказу?

- Да, к нам не раз обращались судовые компании, которые хотели бы установить у себя современное тепловое оборудование, учитывающее особенные условия эксплуатации. Но, к сожалению, в России его никто не делает, а зарубежные аналоги очень дороги. Могу сказать, что спрос на это оборудование есть не только в России, но и за границей.

 

- Как пришлось изменить конструкцию пароконвектоматов под требования морского регистра?

- Это оборудование отличается повышенной электрической надежностью, устойчивостью к коррозии (можно эксплуатировать во влажном и жарком тропическом климате), защитой от качки. В частности, все подвижные элементы конструкции должны иметь фиксаторы - чтобы они были закреплены и самопроизвольно не выпадали из своих мест размещения.

 

- Какие еще новинки оборудования появились за прошедшее время в ассортименте вашего предприятия?

- Мы расширили линейку профессиональных печей для пиццы на камне – сейчас это очень популярная позиция. Если раньше выпускались только 1-уровневые печи, то сейчас делаем 2-3-уровневые - они, увеличивая производительность пиццерии, например, сэкономят место на кухне. Емкость одного уровня печи – 4 пиццы размером 35 см, размер камеры – 700х700 мм. Кроме того, мы запустили в производство новые модели фронтальных и купольных посудомоечных машин.

 

- Как вы оцениваете перспективы продаж теплового оборудования, работающего на газе? Ведь цены на электроэнергию растут…

- Процесс улучшения конъюнктуры двухсторонний. С одной стороны, увеличивается разрыв цен на электроэнергию и газ. С другой стороны, хотя есть серьезные ограничения использования газового оборудования по требованиям противопожарной безопасности, Гортехнадзора, СЭС и так далее, - эти требования постепенно смягчаются. Соответственно, растет спрос, и мы сейчас готовим полный ассортимент оборудования, работающего на газе. Это и фритюрницы, и котлы, и жарочные поверхности, и пароконвектоматы - и это в ближайшее время. На выставке наш завод представил газовые плиты и жарочные поверхности.

 

- Завершился 1 квартал 2011 года. Каков рост продаж по сравнению с предыдущим годом?

- В первом квартале 2011 года зафиксирован рост объема продаж на 60% по сравнению с "благополучным" 2008-м, а если сравнивать с тем же периодом 2010 года, когда установлен рекорд продаж, - на 50%. То есть для нашего предприятия кризис благополучно миновал, и продажи торгово-технологического оборудования марки "Абат" постоянно растут.

 

- Прогнозируете ли вы рост рынка высокотехнологического теплового оборудования?

- Мы прогнозируем его рост и в дальнейшем. Дело в том, что наш рынок только развивается, идет процесс перехода на новые технологии и, соответственно, оборудование. Многие уже не представляют, как можно готовить всё только на плите или в духовке.

 

- Значит ли это, что продажи традиционного оборудования будут снижаться?

- Я так не думаю. Спрос на линии раздачи, плиты стабильный. Это традиционное и недорогое оборудование, которое и дальше будет использоваться в общепите.

 

- Как выросли цены на ваше оборудование из-за скачкообразного роста цен на металл в конце 2010 – начале 2011 года?

- В связи с ростом цен на металл, наши цены вырастают на 5-7 % с 1 мая 2011 года. Это очень скромное повышения, учитывая, что последний раз мы увеличивали цены в августе прошлого года, а стоимость металла за это время выросла на десятки процентов. Нам удалось сдемпфировать рост цен на черную и нержавеющую сталь для потребителей пищевого технологического оборудования. Мы можем себе это позволить, поскольку являемся одним из крупнейших потребителей нержавеющего проката на российском рыке пищевого оборудования, и, разумеется, не хотим, чтобы сокращался происходящий рост рынка.

 

- Иностранные производители также повышают цены на оборудование. В одном из интервью вы сказали, что разница между аналогами вашего и европейского производства не должна быть меньше 50%, чтобы сохранялся стабильный спрос на вашу продукцию. Вам удается сохранить эту «дистанцию»?

- Да, мы стремимся к этому: по сравнению с самыми дорогими производителями эта разница составляет 100%, а минимальная - не менее 30%.

 

- Как вы оцениваете поддержку государством программ развития школьного и других видов отраслевого питания?

- Сектор школьного и отраслевого питания целиком зависит от позиции государства. В 2010 году на эти цены били направлены значительные средства. Это стало хорошей поддержкой не только рынка школьного общепита в частности и всего рынка оборудования в целом, но и для отечественных производителей, которым дали возможность заработать.

Со своей стороны, мы стараемся участвовать во всех государственных программах, будь то школьное питание или поставки оборудования для предприятий питания силовых ведомств – министерств обороны и внутренних дел.

 

- Если говорить о пуле поставщиков вашего завода, увеличивается ли в нем число российских производителей?

- Тенденции роста российских компаний в числе наших поставщиков комплектующих, к сожалению, сейчас нет. Наоборот, многие отечественные компании, с которыми мы работали, начинают неоправданно поднимать цены. Недавно, например, мы столкнулись с ситуацией, когда нам сказали: с завтрашнего дня цены повышаются на 105 %! Мы попросили обоснование - но нам его не дали! То есть не хотите – не покупайте. Хорошо, что мы вовремя среагировали и нашли альтернативного поставщика, который предложил и приемлемые цены, и качество. В России все еще низок уровень культуры деловых взаимоотношений между предприятиями, что разрушительно сказывается и на производственных связях.

 

Беседовал Елфимов Владимир
июнь 2011, Торговое оборудование в России